Главная » Статьи » Мои статьи |
Пояснительная записка
Целью программы является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач: Здоровье и физическая активность, здоровье и мышечные нагрузки – в настоящее время эти понятия все больше сближаются. Значение физкультуры в жизни человека неизмеримо возросло в последние десятилетия. Это связано с тем, что в наше время резко сократилось доля физического труда на производстве и в быту, и одновременно усилилось воздействие организм неблагоприятных факторов – загрязнения окружающей среды, нерационального питания, различных стрессов, гиподинамии. Гиподинамия – это недостаточная, пониженная физическая нагрузка как характерная особенность всего образа жизни. Самой природой в человеке заложена потребность в движении, в мышечном усилии, и подавление этой потребности неизбежно ведет к тяжелым последствиям для здоровья. При недостатке движений наблюдаются, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма. Физическая тренировка делает человека менее восприимчивым к изменениям внешней среды, инфекциям. Мышечная работа усиливает кровоснабжение и функциональные возможности мозга, оказывает положительное влияние, активизирует психо-эмоциональную сферу, предотвращает опасные зависимости и пристрастия. Физкультура и спорт обеспечивают формирование волевых качеств, необходимых для достижения жизненных целей и преодоления невзгод. Физические упражнения являются единственным средством коррекции нарушения осанки и эффективным средством при лечении большинства заболеваний. Здесь можно назвать ожирение, некоторые формы диабета и астмы, пояснично-болевой синдром и связанные с ним заболевания (радикулит и др.), остеопороз, некоторые виды психических заболеваний и многое другое. Должный объем суточной двигательной активности в школьном возрасте определяется по количеству шагов и продолжительности этого двигательного компонента в часах. Младший школьник (7 -10 лет) должен сделать 15000 -20000 шагов за 4 -5 часов. Объем двигательной активности учащихся на организованных урочных и неурочных занятиях физическими упражнениями – не менее 8 академических часов в неделю. Планируемые результаты освоения программы Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО. Предметные результаты: – овладение умениями организовать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); – формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости) – взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; – выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности. Метапредметные результаты: – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; – определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; – готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; – овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Личностные результаты: – формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества; – формирование уважительного отношения к иному мнению, – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни Содержание программы Программа состоит из двух разделов: « Виды двигательной активности», «Подвижные игры» Содержание разделов ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. включают в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью. 1. Виды двигательной активности Утренняя гимнастика. С раннего возраста следует начинать день с утренней зарядки. Цель зарядки – чтобы быстрее перейти ото сна к бодрствованию. Она не требует максимальной нагрузки. Зарядка начинается с потягивания. Она разминает мышцы, суставы и связок. Упражнения делать сверху вниз. Обычно зарядка включает дыхательные упражнения, от 5 -6 до 8 -10 упражнений для различных групп мышц. Через каждые две недели комплексы упражнений полезно менять. После зарядки рекомендуют обтирание или обливание, лучше холодной водой. Вводная гимнастика. Она проводится перед началом уроков. Ее цель – облегчить вхождение в учебную деятельность. В упражнении не включают силовые нагрузки, она не дает тренировочного эффекта. Вводную гимнастику можно проводить в классе. Физкультминутки. Цель – снятия утомления Уроки физической культуры. Основная цель уроков – научить правильным экономным движениям при ходьбе, беге, прыжках, катании на лыжах, коньках, при работе на спортивных снарядах. На уроках ученики получают необходимые знания и умения по физической культуре для дальнейшего самостоятельного занятия. Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах. Часы здоровья. Она направлена на повышение общей физической работоспособности и физической подготовленности школьников. Содержание «спортивного часа» разрабатывают по типу спортивной тренировки, выделяя тренировочные циклы. Спортивные праздники, соревнования, конкурсы. Занятия спортом. Обычно проводиться в неделю 2 раза, по 1,5 часа. Основная физическая нагрузка приходится на занятия спортом. Они способствуют развитию костно–мышечной, кровеносной, дыхательной, нервной системе. Основная цель – участие в спортивных соревнованиях. Домашние задания по физической культуре. Пешие прогулки, ходьба, бег. Ходьба полезна всем. Во время прогулок работают все мышцы, хорошо вентилируется легкие, ритмично сокращается сердце и др. Скорость ходьбы зависит от самочувствия, можно чередовать медленную ходьбу с быстрым. Во время ходьбы не задерживать дыхания: вдох лучше делать через нос, выдох через рот. Здоровый человек ежедневно должен ходить не менее 5-10 км. Продолжительность прогулок до 2 -3 часов. Систематические прогулки способствуют урежению пульса, нормализации сна, улучшению пищеварения и т.д. Оздоровительный бег выдержал испытание временем, основы его применения скорректированы народной мудростью. Две с половиной тысячи лет назад на громадной скале в Элладе были высечены слова: « Если хочешь быть сильным – бегай, если хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай!». Бег – это циклическая форма мышечной работы, при которой все системы организма – нервная, сердечно – сосудистая, дыхательная и другие функционируют в определенном ритме напряжения и расслабления. 2. Подвижные и спортивные игры На материале гимнастики с основами акробатики: задания на координацию движений типа: “Веселые задачи”, “Запрещенное движение“ (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела); На материале легкой атлетики: “Пятнашки в парах (тройках)”, “Подвижная цель”, “Не давай мяча водящему”. На материале лыжной подготовки: “Куда укатиться за два шага”, “Круговая лапта”. На материале плавания: «Торпеды», “Водолазы”, “Гонка лодок”, “Гонки мячей”, “Паровая машина”. На материале спортивных игр: Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру «гонка мяча по кругу», «Свободное место», игра в футбол по упрощенным правилам. Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; «Борьба за мяч», защита стойкой, эстафеты с ведением мяча и броска в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам.
Использованная литература 1. Двигательные игры, тренинги, уроки здоровья. Н.И. Дереклеева. Москва, «Вако» 2004. 2. Новые технологии физического воспитания школьников. В.Г.Чайкина, И.В. Пронина. Издательство «Артик» Москва. 2007. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 342 | |
Всего комментариев: 0 | |