Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Программа "Подвижные игры"

Пояснительная записка


    Программа «Подвижные игры» разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2011г.; примерной программы начального общего образования; авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной Министерством образования и науки РФ; Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007 № 329; учебного плана МБОУ Шибертуйской СОШ на 2014–2015 учебный год, на изучение учебного предмета «Физическая культура» отведено 102 часа, 2 часа в неделю, а 1 час в неделю проводится по данной программе.

           Целью  программы является содействие всестороннему развитию  личности посредством формирования физической культуры  личности школьника. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
•    укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
•    совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим
подготовленности;
• развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,  подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
•  обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности

          Здоровье и физическая активность, здоровье и мышечные нагрузки – в настоящее время эти понятия все больше сближаются. Значение физкультуры в жизни человека неизмеримо возросло в последние десятилетия. Это связано с тем, что в наше время резко сократилось доля физического труда на производстве и в быту, и одновременно усилилось воздействие организм неблагоприятных факторов – загрязнения окружающей среды, нерационального питания, различных стрессов, гиподинамии. Гиподинамия – это недостаточная, пониженная физическая нагрузка как характерная особенность всего образа жизни. Самой природой в человеке заложена потребность в движении, в мышечном усилии, и подавление этой потребности неизбежно ведет к тяжелым последствиям для здоровья. При недостатке движений наблюдаются, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма. Физическая тренировка делает человека менее восприимчивым к изменениям внешней среды, инфекциям. Мышечная работа усиливает кровоснабжение и функциональные возможности мозга, оказывает положительное влияние, активизирует психо-эмоциональную сферу, предотвращает опасные зависимости и пристрастия.

           Физкультура и спорт обеспечивают формирование волевых качеств, необходимых для достижения жизненных целей и преодоления невзгод. Физические упражнения являются единственным средством коррекции нарушения осанки и эффективным средством при лечении большинства заболеваний. Здесь можно назвать ожирение, некоторые формы диабета и астмы, пояснично-болевой синдром и связанные с ним заболевания (радикулит и др.), остеопороз, некоторые виды психических заболеваний и многое другое.

          Должный объем суточной двигательной активности в школьном возрасте определяется по количеству шагов и продолжительности этого двигательного компонента в часах. Младший школьник (7 -10 лет) должен сделать 15000 -20000 шагов за 4 -5 часов. Объем двигательной активности учащихся на организованных урочных и неурочных занятиях физическими упражнениями – не менее 8 академических часов в неделю.

                      Планируемые результаты освоения программы Программа   обеспечивает  достижение   необходимых  личностных,   метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Предметные результаты:

– овладение умениями организовать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.

Метапредметные результаты:

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Личностные результаты:

– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;

– формирование уважительного отношения к иному мнению,

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

                               Содержание программы

      Программа состоит из двух разделов: « Виды двигательной активности», «Подвижные игры» Содержание разделов ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников.   включают в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.

                               1.  Виды двигательной активности

               Утренняя гимнастика. С раннего возраста следует начинать день с утренней зарядки. Цель зарядки – чтобы быстрее перейти ото сна к бодрствованию. Она не требует максимальной нагрузки. Зарядка начинается с потягивания. Она разминает мышцы, суставы и связок. Упражнения делать сверху вниз. Обычно зарядка включает дыхательные упражнения, от 5 -6 до 8 -10 упражнений для различных групп мышц.  Через каждые две недели комплексы упражнений полезно менять. После зарядки рекомендуют обтирание или обливание, лучше холодной водой.

                 Вводная гимнастика. Она проводится перед началом уроков. Ее цель – облегчить вхождение в учебную деятельность.  В упражнении не включают силовые нагрузки, она не дает тренировочного эффекта. Вводную гимнастику можно проводить в классе.

                  Физкультминутки. Цель – снятия утомления

                  Уроки физической культуры. Основная цель уроков – научить правильным экономным движениям при ходьбе, беге, прыжках, катании на лыжах, коньках, при работе на спортивных снарядах. На уроках ученики получают   необходимые знания и умения по физической культуре для дальнейшего самостоятельного занятия.

                  Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах.

                  Часы здоровья. Она направлена на повышение общей физической работоспособности и физической подготовленности школьников. Содержание «спортивного часа»  разрабатывают по типу спортивной тренировки, выделяя тренировочные циклы.

                 Спортивные праздники, соревнования, конкурсы.

                  Занятия спортом.  Обычно проводиться в неделю 2 раза, по 1,5 часа. Основная физическая нагрузка приходится на занятия спортом. Они способствуют развитию костно–мышечной, кровеносной, дыхательной, нервной системе. Основная цель – участие в спортивных соревнованиях.

                   Домашние задания по физической культуре.

                   Пешие прогулки, ходьба, бег. Ходьба полезна всем. Во время прогулок работают все мышцы, хорошо вентилируется легкие, ритмично сокращается сердце и др. Скорость ходьбы зависит от самочувствия, можно чередовать медленную ходьбу с быстрым. Во время ходьбы не задерживать дыхания: вдох лучше делать через нос, выдох через рот.  Здоровый человек ежедневно должен ходить не менее 5-10 км. Продолжительность прогулок  до 2 -3 часов. Систематические прогулки способствуют урежению пульса, нормализации сна, улучшению пищеварения и т.д.

                   Оздоровительный бег выдержал испытание временем, основы его применения скорректированы народной мудростью. Две с половиной тысячи лет назад на громадной скале в Элладе были высечены слова: « Если хочешь быть сильным – бегай, если хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай!». Бег – это циклическая форма мышечной работы, при которой все системы организма – нервная, сердечно – сосудистая, дыхательная и другие функционируют в определенном ритме напряжения и расслабления.

                              2.   Подвижные и спортивные игры

На материале гимнастики с основами акробатики: задания на координацию движений типа: “Веселые задачи”, “Запрещенное движение“ (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела);

На материале легкой атлетики: “Пятнашки в парах (тройках)”, “Подвижная цель”, “Не давай мяча водящему”.

На материале лыжной подготовки: “Куда укатиться за два шага”,  “Круговая лапта”.

На материале плавания: «Торпеды», “Водолазы”, “Гонка лодок”, “Гонки мячей”, “Паровая машина”.

На материале спортивных игр: Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру «гонка мяча по кругу», «Свободное место», игра в футбол по упрощенным правилам. Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; «Борьба за мяч», защита стойкой, эстафеты с ведением мяча и броска в корзину, игра   в баскетбол по упрощенным правилам.

тема

 

 

развитие и формирование качеств у учащихся

игры

оборудование

1

Мир движений.

формирование о мире движений, их роли в сохранении здоровья

 «Игра белок», «Разведчики», « Щенок»

 кубики, мелки, обручи, скакалки

2

Красивая осанка.

формирование правильной осанки и развитие навыков бега

 «Хвостики».  «Паровоз»

гимнастические палки, ленточки. Скакалки

3

Учись быстроте и ловкости.

развитие ловкости; воспитание чувства ритма

«Прыжки», «Кто быстрее?», «Самый координированный»

скакалки, мелки, шапочка, шарф. Варежки, лыжи. лыжные палки.

4

Сила нужна каждому.

развитие силы и ловкости

 «Кто сильнее?»,  «Салки со стопами

мешочки, скакалка, коврики

5

Ловкий. Гибкий.

развитие гибкости и ловкости

«Снип –Снап», «Быстрая тройка»

гимнастические палки, скакалки

6

Весёлая скакалка.

развитие ловкости и внимания

 «Медведь спит, «Весёлая скакалка»

кубики, скакалки

7

Сила нужна каждому.

развитие выносливости и силы

«Очистить свой сад от камней», 

мешочки, мячи

8

Развитие быстроты.

развитие быстроты

«Командные салки», «Сокол и голуби»

мячи,  скакалки

9

Кто быстрее?

развитие скоростных качеств, выносливости

«Найди нужный цвет», «Разведчики»

мешочки, маленькие мячи, кубики, коврики

10

Скакалочка- выручалочка.

развитие силы

«Удочка с приседанием»,

скакалки, коврики

11

Ловкая и коварная гимнастическая палка.

развитие быстроты и ловкости

«Ноги выше от земли», «Выбегай из круга»

гимнастические палки, маленькие мячи, обручи, фишки, волейбольный мяч

12

Команда быстроногих «Гуси – лебеди».

развитие силы и ловкости

«Лиса и куры»,

обручи, гимнастические палки, скакалки

13

Выбираем бег.

развитие скоростных качеств, ловкости

 «Кто быстрее?», «Сумей догнать»

мяч, фишки, флажки

14

Метко в цель.

развитие меткости и координации движений

 «Метко в цель», «Салки с большими мячами»

кегли, малые мячи, большие мячи

15

Путешествие по островам.

развитие меткости и координации движений

«Назови имя», «Бездомный заяц», Лягушки в болоте»

мячи, обручи, канат, баскетбольная корзина

16

Развиваем точность движений.

развитие глазомера и точности движений

«Вращающаяся скакалка», «Подвижная цель». «Воробушки и кот»

гимнастические палки, мяч

17

Горка  зовёт.

развитие физических качеств выносливости и ловкости

«Быстрый спуск», «Веер», «Паровозик»

ледянки

18

Зимнее солнышко.

развитие выносливости и ловкости

Быстрый спуск», «Веер», «Паровозик

ледянки

19

Зимнее солнышко.

развитие выносливости и ловкости

«Кто быстрее приготовиться»

ледянки

20

Штурм высоты.

развитие выносливости и быстроты

«Штурм высоты»

флажки

21

Снежные фигуры.

развитие выносливости и ловкости

  «Салки»

флажки

22

Закрепление. Игры на свежем воздухе.

развитие выносливости и ловкости

«Поезд», «Салки» и др. по выбору учащихся

 

23

Мы строим крепость

развитие физических качеств выносливости и ловкости

«Мороз – Красный нос» Игры по желанию учащихся

лопатки, санки

24

Мы строим крепость

развитие физических качеств выносливости и ловкости

Игры по желанию учащихся

лопатки, санки

25

Игры на снегу

развитие выносливости и скоростных качеств

« Горелки». Игры по желанию учащихся

флажки

26

Удивительная пальчиковая гимнастика.

развитие ловкости и быстроты

«Метание в цель», «Попади в мяч»

теннисные мячики, 2 волейбольных  мяча

27

Развитие скоростных качеств.

развитие скоростных качеств и меткости

«Быстро в строй», командные «колдунчики»

мячи

28

Развитие  выносливости.

развитие выносливости, быстроты и реакции

«Назови имя», «Бездомный заяц», «Лошадки»

мяч, гимнастическая палка

29

Развитие реакции.

развитие быстроты, скорости, реакции

«Пустое место», «Часовые и разведчики»

мешочки с песком

30

«Удочка».

развитие быстроты и выносливости

«Удочка», «Не урони мяч»

булавы, мяч, фишки

31

Прыжок за прыжком.

развитие быстроты, ловкости, выносливости

 «Прыжок за прыжком»

 флажки, эстафетная палочка

32

Мир движений и здоровья.

развитие скоростных качеств , ловкости

 «Хвостики», «Падающая палка»

ленточка, гимнастическая палка. мячи

33

Мы стали быстрыми, ловкими, сильными, выносливыми.

развитие ловкости и быстроты

«Точный поворот», «Второй лишний». «Если бы ноги стали руками»

 

 

Использованная литература

1. Двигательные игры, тренинги, уроки здоровья. Н.И. Дереклеева. Москва, «Вако» 2004.

2. Новые технологии физического воспитания школьников. В.Г.Чайкина, И.В. Пронина. Издательство «Артик» Москва. 2007.

Категория: Мои статьи | Добавил: superpred (07.11.2015)
Просмотров: 342 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: