Приветствую Вас, Гость

                                       Пояснительная  записка

      Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.  Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Умственная работоспособность – это возможность ребёнка продуктивно и длительно выполнять определённую умственную деятельность, доступную его возрасту, при экономных нервно-физиологических затратах. Критериями умственной работоспособности служат такие показатели, как продуктивность, качество, точность и здоровье.

              Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации учебного процесса применяем  в первую очередь – физминутки, подвижные игры на переменах, прогулки с играми, перемену поз, упражнения для глаз,  для мышц шеи, для плечевого пояса,  для туловища., для ног, для исправления нарушений осанки,  комплекс физических упражнений – наклоны, приседания, вращательные движения рук , уроки физической культуры.

              Ребёнок вынужден длительное время сидеть за партой. Это влечёт за собой усталость, трудности восприятия учебного материала, мышечную слабость, нарушение осанки. Одним из приёмом активизации организма является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы « сидя» в позу «стоя». Рассаживая учащихся, принимаем во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и склонность к простудным заболеваниям. В середине года меняем местами учеников, не нарушая принципов правильной посадки. Такая смена мест исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски и создаёт более равномерные условия освещения.

            Использование игровой формы при работе с математическим материалом приводит к тому, что дети на фоне положительных эмоций и радости движений постепенно осознают значимость логических отношений без заучивания каких- либо правил и определений.

              Результат: Стойкость к болезням, бодрость, хорошее настроение, работоспособность, получение удовольствия от любой работы. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике, что позволяет сделать выводы о состоянии здоровья учащихся.

                                            Содержание

     Работая над здоровьесбережением, мы определяем качество образования по следующим критериям:

          При планировании урока необходимо включать многократные зарядки – релаксации, отводя на них 3-5 минут.

          Цель релаксации – снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения.

 

Оздоровительные двигательные минутки.

Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению

 умственной деятельности учащихся. Ее проводим с первых уроков, когда по команде учителя или одного из учеников все учащиеся встают и выполняют простые движения

(поднимают руки вперед, вверх, вперед, вниз).

Игровые двигательные минутки.

- Упражнения сопровождаются музыкой, которую выбирают сами учащиеся.

- Все упражнения можно выполнять всем классом, в группе, в паре, в одиночку (например дома), во время рефлексии урока, в ходе психолого-педагодических тренингов.

Структура проведения игровых двигательных минуток.

1. Все упражнения построены по принципу “от простого к сложному”.

2. На последующих уроках ребята могут повторять полюбившиеся упражнения, совершенствовать их, видоизменять, придумывать свои элементы в выполнении упражнений.

3. В ходе каждой двигательной минутки ребята могут выучить новое упражнение.

4. Никаких отметок за выполнение упражнений учителем не ставится.

Постепенно движения усложняются: это могут быть ходьба, бег, игры в мяч.

При выборе видов разрядки выбираются упражнения, которые не приводят к нарушению дисциплины в классе и следится за тем, чтобы движения выполнялись четко, красиво.

Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. После физкультминутки ребята становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Вывод:

 Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Главным в проведении оздоровительных минуток является заинтересованность учащихся в сохранении собственного здоровья. Минутки будут способствовать и сохранению психического здоровья учащихся. Ребята будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры.

 

 

 Выполнение команд

Самые простые команды можно давать несколько раз на протяжении урока, если учащиеся устали.

При выборе команды используется лексика, которая уже изучена, что способствует ее повторению и закреплению.

“Японская школа”:

Учащиеся стоят возле парт. В начале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

После выполнения наклонов, по команде учитель, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон и пожать руку, следующий ученик повторяет то же самое, пока не выполнят все ученики класса. Наклон должен быть сделан как можно ниже. Задание выполняется в быстром темпе, чётко и слаженно, без шума.

“Близнецы”:

Учащиеся встают и выходят из-за парт. Они кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:

- присесть;

- встать;

- встать на цыпочки;

- наклониться влево;

- наклониться вправо;

- прогнуться назад;

- постоять на правой ноге, согнув левую в колене;

- постоять на левой ноге, согнув правую в колене;

ребята должны выполнять команду слаженно и очень тихо.

Вот несколько команд на улучшение качества зрения, которые отлично тренируют глазную мышцу, предотвращает ее спазмы:

Вращения

Вертикали - горизонтали

Вращать глазами сначала 10 раз по часовой стрелке, а потом в обратную сторону. Закрыть глаза и повторить то же самое.

Не поворачивая головы, интенсивно двигать глазами вверх – вниз, вправо – влево (10-15 раз).

Удивление

Сильно зажмурить и посмотреть в темноту. Затем широко открыть глаза, как будто чему-то удивляетесь.

Диагонали

Направить взгляд в левый нижний угол, сосредоточить взгляд на этой точке.

После трех морганий повторить в правую сторону. После скосить глаза в левый верхний угол, а теперь в правый.

“Косые глаза”

Расслабление

Поднести палец к переносице, посмотреть на него. Затем медленно отвести палец вдаль, продолжая за ним глазами.

Плотно закрыть глаза, расслабить лоб.

Попросить ребенка подумать о чем-нибудь приятном.

Команды можно применять и в играх. Разновидностью команд может быть игра в “говорящее зеркало”. Учитель выполняет перед “зеркалом” (классом) движения, которые повторяются всеми учащимися. При этом учитель сопровождает свои движения словами, а класс – “зеркало” - повторяет сказанное учителем.

Можно предложить учащимся изобразить в рисунке то, что они от него слышали. Например, рисуя человека и комментируя, легко можно запомнить слова по теме “Внешность”. Делая рисунки, учащиеся не только отдыхают, но и усваивают непроизвольно лексический и грамматический материал.

Игра

Одной из форм релаксации является игра. Она используется для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Например, игра в поговорки и пословицы, которые расширяют кругозор и обогащают словарный запас учащихся. Вот несколько игр:

1. Учитель начинает поговорку, а учащиеся заканчивают ее.

2. С помощью ключевых слов и выражений учащиеся составляют монолог (диалог) и заканчивают его соответствующей пословицей.

3. “Цветок”

Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свое лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки, руки поднимаются в стороны- цветок расцвёл; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

4. “Поза покоя”

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положит на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряжение…

И становится понятно –

Расслабление приятно

 Песня на уроке

Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Она снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

Разновидностью музыкальной разрядки является исполнение учащимися только припева песни. Целесообразно для отдыха выбирать песни задорные, веселые, шуточные.

 Шутливые истории на уроке

Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию усталости напряжения, является смех. Для этого рассказывается что-нибудь забавное, остроумное из классной жизни. Используются также рассказы в картинках, смешные игрушки.

Новизна и нетрадиционность учебного материала

Ожидание необычного, особая заинтересованность так же служит релаксации учащихся, т. к. затрагивают эмоциональную сферу.

Таким образом, особую роль релаксации на уроке определяется тем, что она позволяет без труда переключаться с одного вида речевой деятельности на другой. Для снятия напряжения во время урока необходимо, чтобы всегда весь урок проходил непринужденно, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для учащихся создавалась бы располагающая к занятиям обстановка.

                                             Физ. минутки

1.За прыжком — ещё прыжок, Прыг да скок, прыг да скок. (Прыжки.)

2Поработаем руками,

И локтями, и плечами.

(Руки перед грудью, рывки руками.)

А теперь пора за парты   ;

И опять учится надо.

(Дети садятся за парты.)

3.Разминаем наши плечи,

Руки двигаем навстречу:

Вверх летит одна рука,

А другая вниз пока.

(Одна рука вверх,

другая вниз, рывками руки меняются.)

4.Раз, два,три, Корпус влево поверни. И руками помогай, Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)

5.Приседаем ниже, глубже, Как лягушка в теплой луже.

Прыг — и нету комара! Вот весёлая игра. (Из глубокого приседа прыжок вверх.)

6.Потянитесь вверх повыше — Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.)

7.Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.) И за парты снова сядем. (Дети садятся за парты.)

8.Нам за партой не сидится, Разминаем поясницу. Корпус крутим влево-вправо Так мы отдохнем на славу. (Вращение туловищем.)

9.Мы присели под кусток, Чтобы отыскать грибок. Встали. Потянули спинку. Вновь шагаем по тропинке. (Приседания.)

10.А теперь вращаем ручки, Словно разгоняем тучки.

Гоним их вперёд-назад, По двенадцать раз подряд. (Вращение прямых рук назади вперёд.)

Отдохнули, порезвились И на стулья опустились. (Дети садятся за парты.)

11.Мы зарядку делать будем.

Мы руками быстро крутим —

То назад, а то вперёд,

А потом наоборот.

(Вращение прямых рук назад и вперёд.)

12.Наклоняемся пониже. Ну-ка, руки к полу ближе! Выпрямились, ноги шире. Тянем спинку, три-четыре. (Наклоны вперёд.)

13.На площадке красный мячик Выше всех сегодня скачет. Вместе с мячиком скачу, До небес достать хочу. (Прыжки на месте.)          '

14.Стоп! Закончилась зарядка. Вдох и выдох для порядка. (Руки вверх — вдох, вниз через стороны — выдох.) От зарядки будет прок. Продолжаем наш урок (Дети садятся за парты.)

15.Чтоб сорвать в лесу цветочки, Наклоняйся до мысочков. Раз — цветок, два — цветок. А потом сплетём венок. (Наклоны вперёд, сначала к правой ноге, потом к левой.)

16.Будем в классики играть, На одной ноге скакать. А теперь ещё немножко На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

17.Мы читали, мы писали,

Наши плечики устали.

Чтобы плечики размять,

Надо ручками махать.

(Одна прямая рука вверх,

другая вниз, рывком руки меняются.)