Как показывает мой опыт, те учащиеся читают быстро, которые много читают. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. Но к сожалению, то ли с сокращением детских садов , то ли в связи с высокой платой многие дети не посещают детский сад, поэтому они приходят не подготовленные, особенно с плохо развитой оперативной памятью. А развитию скорочтения тормозит слаборазвитая оперативная память. Например: когда дети читают предложение из 4-5 слов, то некоторые из них прочитав 3 слова, забывают первое слово. Поэтому эти дети не могут уловить смысл предложения.
Для развития оперативной памяти наилучшим вариантом будут зрительные диктанты, списывание текста, конспектирование основных предложений, чтение в быстром темпе, чтение с убыстрением по методу Федоренко.
Каждый урок начинаю со скороговорок. Сначала запоминали и писали с большим трудом. Если сильно затруднялись, то один набор повторяли 2-3 раза. Если же предложения несоответствовали теме урока, то их заменяли идентичными предложениями с одинаковым количеством букв. Например:
-Шибертуй- моя Малая Родина.
-Я живу на улице Улзытуева.
-Улан-Удэ столица Бурятии.
-Москва- главный город страны.
-Мы живём на планете Земля.
Проводимая работа не только развивает оперативную память у детей, не только скорочтение, но и повышает заинтересованность детей при письме зрительных диктантов, исиливает эмоциональный отклик, повторяются и закрепляются изученные орфограммы. В данном случае повторили тему « Большая буква в именах, названиях городов, улиц и тд»
В начале 2 класса завели для детей дневники- книжечки для чтения.Дети в основном смотрят телевизор, увлекаются компьютером,а не читают.Поэтому, считаю, что для учащихся младших классов обязательно нужен контроль со стороны родителей.
Дата |
Сколько строк или страниц прочитано. |
Подпись родителей. |
Оценка |
Подпись учителя. |
15/ сентября |
1 стр. из сказки «Гуси- лебеди» |
|
|
|
16\ сентября |
15 строк рассказа « Медведи» |
|
|
|
Менее развитые дети по своей возможности читают несколько строк, а сильные- целые страницы. В итоге сильные ученики \ прошлый выпуск\ ускорили чтение, но и слабые дети стали читать хорошо.
Следует заметить, что скорочтение- это не только умение быстро читать, но и умение быстро мыслить, ловко выполнять всевозможные работы и физические упражнения. Это и качественно более высокий уровень интеллекта.
Добиваясь скорочтения параллельно учу детей выразительному чтению. Я на своём опыте убедилась, что чем раньше ученики с помощью учителя будут осваивать глубокий мир авторских переживаний, тем быстрее пойдут в своём развитии. Никогда не учу детей копировать меня, т.е. читать точно как я или как какой – нибудь ученик, а советую, что каждый человек должен читать по- своему выразительно, радуюсь вместе с детьми даже одной выразительно прочитанной строчке.