Приветствую Вас, Гость

                                     Урок  литературного  чтения. 3 класс

 

Обобщающий урок по теме : «Всё для всех»

Цели:

Развитие умения выделять  ключевые слова и устанавливать связь ключевых слов и главной мысли как в сочинениях,  так и в стихотворениях..

Обучение работе над образом литературного героя: отношение автора к герою и собственное отношение к герою.

0.Чтение худ.книг.( 5 МИН.)

 

 У. Начнем урок с обсуждения  сочинений на тему «Что я люблю делать».Вы написали о своем самом любимом деле. Какие проблемы поднимали вы , какие мнения и оценки можно выделить.

1

1. Большинство из вас назвало любимым делом спортивные занятия: кто-то любит кататься на лыжах, кто-то на коньках, кто-то плавать.

А как вы научились?

 И только когда долго и упорно потрудишься, когда много раз упадешь, когда устанут руки и ноги. Только тогда будет казаться, что ты дела­ешь это легко. А для кого трудится спортсмен? Для себя или для других?(Для себя.

 Для других когда выигрывает соревнование за свой город, например.

 Это большой спорт. Но и каждый человек должен быть спортивным сильным, здоровым. А если он будет слабым и больным, какой же из него потом будет работник? )

2. Многие пишут, что они любят петь, танцевать, рисовать. Это тоже очень интересные дела. А нужно ли трудиться, чтобы хоро­шо петь, рисовать, танцевать,мастерить?

( Да, конечно,тоже могут стать настоящей профессией, ведь это все виды искусства. И тогда наши рисунки, песни и танцы доставят радость не только тебе, но и другим людям).

3. Многие из вас написали, что любят читать. Мы знаем, что ав­торы много трудятся, чтобы написать для нас, читателей, хоро­шие книги. А чтение это труд .мы согласны.

4. . Значит, порадовать маму — это важное дело,чтобы мама была довольна.

 Вы еще маленькие, но у вас уже так много дел, так много надо трудиться, чтобы стать таким че­ловеком, который приносит людям радость.

- Какие пословицы вы знаете о труде?

 Как говорит русская по­словица: «Без труда не вынешь и рыбки из пруда». Труд осно­ва всего.  Всегда ли трудно, когда трудишься?

5.  чтобы сломать школьный стул или разрисовать школьную парту, такой труд не приносит людям радости. И надо помнить, что не всякое дело, не всякий труд «для всех».

2.Чтение сочинений. Я выбрала самые хорошие. Сейчас они сами проч.

( Алтана,  Арина, Женя, Яна, Оля)

Вывод:

Мы выяснили, что же вы любите делать сейчас. С возрастом у некоторых из вас любимые дела поменяются, но через несколько лет, наверное, будет инте­ресно вспомнить, чем вы любили заниматься, когда учились в третьем классе.

 

3.

1-.в Я ОБЕЩАЛА ПОКАЗАТЬ ФОТОГРАФИИ ПОЭТОВ.( ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН) 

  в разных  словарях: слово  «толочь» и межа, кот. Встретились в стих.

- кто нашел в словарях?

 

4.Проверка        дом.зад.

У. Дома вы должны были выучить наизусть стихотворение. Это стихотворение «Всё для всех» польского писателя Юлиана Тувима в переводе Е. Благининой. Другое стихотворение — «Вишня» Михаила Ва­сильевича Исаковского. Давайте послушаем.

Дети читают стихи наизусть.

5.  Групповая работа:  

 

- А теперь попробуйте объяснить, почему стихотворение Юлиана Тувима называется «Всё для всех». Докажите свою' мысль .

А вот Михаил Исаковский свое стихотворение назвал «Вишня». Что же именно и почему ре­шил сделать с вишней этот человек?

Какая же главная мысль этого стихотворения? Что хотел нам сказать Исаковский, рассказав эту историю? Чем симпати­чен ему герой?

Покажите и расскажите связь ключевого слова и главной мысли.

 

6.   Объяснения детей:

Д. Он решил посадить вишню не у дома, а у дороги.

У. Зачем?

Д. Для красоты: «Пусть растет большая-пребольшая, / Пусть идет и вширь и в высоту / И, дорогу нашу украшая, / Каждый год купается в цвету». Для отдыха: «Путники в тени ее прилягут, / От­дохнут в прохладе, в тишине». Чтобы о нём помнили: «Может статься, вспомнят обо мне. / А не вспомнят — экая досада, — / Я об этом вовсе не тужу: / Не хотят — не вспоминай, не надо, — / Все равно я вишню посажу!»

 

Д. Действительно, рассказчик в этом стихотворе­нии рассказывает о том, как старик нес вишню домой, и о том, что он подумал и что решил сделать.  Старик не думает о себе, он хочет позаботиться о других людях. Конечно, он был бы рад, если бы люди, сидя под вишней, вспоминали его. Но и это для него не главное: «Не хотят не вспоминай, не надо, — / Все равно я вишню посажу

 

 

 

 

Ученики; .  ОН вынес в название  главную мысль сво­его стихотворения. И все стихотворение посвящено доказатель­ству этой мысли.

Потому что Тувим показывает, как связаны между собой, люди. «Каменщик строит жилища, / Платье — работа портного. / Но ведь портному работать/ Негде без теплого крова!» Портной зависит от каменщика — тот ему дом строит, но и «Каменщик был бы раздетым, / Если б умелые руки / Вовремя не смастери­ли / Фартук, и куртку, и брюки».

Ученики: И дальше то же: «Пекарь сапожнику к сроку / Сшить сапоги поручает. / Ну, а сапожник без хлеба / Много ль нашьет, натачает?»

 

А заканчивается словами, в которых РГ( рассказчик – герой) подводит итог (он и себя включает в общее дело): «Всё, что мы делаем, — нуж­но».

 

7.  У. А теперь трудный вопрос: почему вас попросила выучить эти два стихотворения на выбор и к одному уроку? Д. Потому что они схожи своей мыслью: все для всех. У. Молодцы. И польский поэт Юлиан Тувим, и русский поэт Михаил Васильевич Исаковский, рисуя совершенно разные кар­тины жизни, подчеркивают в них общее: люди трудятся не толь­ко для себя, но и для других

 

Люди вязаны друг с другом результатами своего труда, труд каждого человека це­нен, каждый человек трудится для других людей. И от того, как каждый выполнит свою работу, зависит жизнь всех.

А для хорошего труда человек должен любить свою работу, делать свое дело с душой.

У. Трудно сначала, когда не умеешь, когда учишься. А вот нау­чился — и становится легко и радостно. А если у человека есть любимое дело, то он и все трудности преодолевает с желанием, и учиться любимому делу ему радостно.

 

8.Кого на этом уроке можем, что он самый  лучший.

9.Д-з. – найдите книги о профессиях.