Урок литературного чтения. 3 класс
Обобщающий урок по теме : «Всё для всех»
Цели:
Развитие умения выделять ключевые слова и устанавливать связь ключевых слов и главной мысли как в сочинениях, так и в стихотворениях..
Обучение работе над образом литературного героя: отношение автора к герою и собственное отношение к герою.
0.Чтение худ.книг.( 5 МИН.)
У. Начнем урок с обсуждения сочинений на тему «Что я люблю делать».Вы написали о своем самом любимом деле. Какие проблемы поднимали вы , какие мнения и оценки можно выделить.
1
1. Большинство из вас назвало любимым делом спортивные занятия: кто-то любит кататься на лыжах, кто-то на коньках, кто-то плавать.
А как вы научились?
И только когда долго и упорно потрудишься, когда много раз упадешь, когда устанут руки и ноги. Только тогда будет казаться, что ты делаешь это легко. А для кого трудится спортсмен? Для себя или для других?(Для себя.
Для других — когда выигрывает соревнование за свой город, например.
Это большой спорт. Но и каждый человек должен быть спортивным — сильным, здоровым. А если он будет слабым и больным, какой же из него потом будет работник? )
2. Многие пишут, что они любят петь, танцевать, рисовать. Это тоже очень интересные дела. А нужно ли трудиться, чтобы хорошо петь, рисовать, танцевать,мастерить?
( Да, конечно,тоже могут стать настоящей профессией, ведь это все виды искусства. И тогда наши рисунки, песни и танцы доставят радость не только тебе, но и другим людям).
3. Многие из вас написали, что любят читать. Мы знаем, что авторы много трудятся, чтобы написать для нас, читателей, хорошие книги. А чтение — это труд .мы согласны.
4. . Значит, порадовать маму — это важное дело,чтобы мама была довольна.
Вы еще маленькие, но у вас уже так много дел, так много надо трудиться, чтобы стать таким человеком, который приносит людям радость.
- Какие пословицы вы знаете о труде?
Как говорит русская пословица: «Без труда не вынешь и рыбки из пруда». Труд — основа всего. Всегда ли трудно, когда трудишься?
5. чтобы сломать школьный стул или разрисовать школьную парту, такой труд не приносит людям радости. И надо помнить, что не всякое дело, не всякий труд — «для всех».
2.Чтение сочинений. Я выбрала самые хорошие. Сейчас они сами проч.
( Алтана, Арина, Женя, Яна, Оля)
Вывод:
Мы выяснили, что же вы любите делать сейчас. С возрастом у некоторых из вас любимые дела поменяются, но через несколько лет, наверное, будет интересно вспомнить, чем вы любили заниматься, когда учились в третьем классе.
3.
1-.в Я ОБЕЩАЛА ПОКАЗАТЬ ФОТОГРАФИИ ПОЭТОВ.( ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН)
в разных словарях: слово «толочь» и межа, кот. Встретились в стих.
- кто нашел в словарях?
4.Проверка дом.зад.
У. Дома вы должны были выучить наизусть стихотворение. Это стихотворение «Всё для всех» польского писателя Юлиана Тувима в переводе Е. Благининой. Другое стихотворение — «Вишня» Михаила Васильевича Исаковского. Давайте послушаем.
Дети читают стихи наизусть.
5. Групповая работа:
- А теперь попробуйте объяснить, почему стихотворение Юлиана Тувима называется «Всё для всех». Докажите свою' мысль .
А вот Михаил Исаковский свое стихотворение назвал «Вишня». Что же именно и почему решил сделать с вишней этот человек?
Какая же главная мысль этого стихотворения? Что хотел нам сказать Исаковский, рассказав эту историю? Чем симпатичен ему герой?
Покажите и расскажите связь ключевого слова и главной мысли.
6. Объяснения детей:
Д. Он решил посадить вишню не у дома, а у дороги.
У. Зачем?
Д. Для красоты: «Пусть растет большая-пребольшая, / Пусть идет и вширь и в высоту / И, дорогу нашу украшая, / Каждый год купается в цвету». Для отдыха: «Путники в тени ее прилягут, / Отдохнут в прохладе, в тишине». Чтобы о нём помнили: «Может статься, вспомнят обо мне. / А не вспомнят — экая досада, — / Я об этом вовсе не тужу: / Не хотят — не вспоминай, не надо, — / Все равно я вишню посажу!»
Д. Действительно, рассказчик в этом стихотворении рассказывает о том, как старик нес вишню домой, и о том, что он подумал и что решил сделать. Старик не думает о себе, он хочет позаботиться о других людях. Конечно, он был бы рад, если бы люди, сидя под вишней, вспоминали его. Но и это для него не главное: «Не хотят — не вспоминай, не надо, — / Все равно я вишню посажу!»
Ученики; . ОН вынес в название главную мысль своего стихотворения. И все стихотворение посвящено доказательству этой мысли.
Потому что Тувим показывает, как связаны между собой, люди. «Каменщик строит жилища, / Платье — работа портного. / Но ведь портному работать/ Негде без теплого крова!» Портной зависит от каменщика — тот ему дом строит, но и «Каменщик был бы раздетым, / Если б умелые руки / Вовремя не смастерили / Фартук, и куртку, и брюки».
Ученики: И дальше то же: «Пекарь сапожнику к сроку / Сшить сапоги поручает. / Ну, а сапожник без хлеба / Много ль нашьет, натачает?»
А заканчивается словами, в которых РГ( рассказчик – герой) подводит итог (он и себя включает в общее дело): «Всё, что мы делаем, — нужно».
7. У. А теперь трудный вопрос: почему вас попросила выучить эти два стихотворения на выбор и к одному уроку? Д. Потому что они схожи своей мыслью: все для всех. У. Молодцы. И польский поэт Юлиан Тувим, и русский поэт Михаил Васильевич Исаковский, рисуя совершенно разные картины жизни, подчеркивают в них общее: люди трудятся не только для себя, но и для других
Люди вязаны друг с другом результатами своего труда, труд каждого человека ценен, каждый человек трудится для других людей. И от того, как каждый выполнит свою работу, зависит жизнь всех.
А для хорошего труда человек должен любить свою работу, делать свое дело с душой.
У. Трудно сначала, когда не умеешь, когда учишься. А вот научился — и становится легко и радостно. А если у человека есть любимое дело, то он и все трудности преодолевает с желанием, и учиться любимому делу ему радостно.
8.Кого на этом уроке можем, что он самый лучший.
9.Д-з. – найдите книги о профессиях.