Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Форма обучения - групповая работа

Форма обучения - групповая работа

 

Групповая работа учащихся давно вошла в школьную жизнь. Однако наблюдения за действиями учителей показывают, что при ее организации они допускают серьезные ошибки. Например, часто за групповую выдают работу по вариантам. Поэтому есть необходимость определить дидактические условия, с учетом которых и должна строиться эта форма обучения.

Основные принципы. В мировой школе использу­ются три организационные формы обучения: индиви­дуальная, групповая и фронтальная. На разных истори­ческих этапах предпочтение отда­валось то одной, то другой из них. Примерно до XVI в. основной была индивидуальная форма. За­тем ее заменяет групповая. А с XIX века, когда ведущей в массовой школе стала классно-урочная сис­тема, преобладает фронтальная. В двадцатые годы в советской шко­ле была групповая форма обучения. Позаимствовав у американцев ос­нованный на принципе индивиду­ального обучения Дальтон-план, наши исследователи внесли в него ряд корректив, имеющих целью развитие у учащихся коллективис­тских черт. На свет появился бригадно-лабораторный метод. Для выполнения определенного задания сроком на одну-две недели учащихся в классе делили на бригады. В условлен­ное время бригадир отчи­тывался перед учителем за все сделанное. Однако очень скоро этот метод показал свою неэффек­тивность, и в начале 30-х годов вновь вернулись к классно-урочной систе­ме, для которой характер­но преобладание фрон­тальной формы. Эта фор­ма и по сей день является в нашей школе основной, а вот обучающие и воспи­тательные возможности групповой работы явно недооцениваются. К тому же она строится совсем на других принципах. Эстонский ученый X. И. Лийметс относит к ним следующие:

• Класс разбивается на несколько небольших  групп — от 3 до б человек.

• Каждая группа получа­ет свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными.

• Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли.

• Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками.

• Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.[1] Как видим, для такой работы ха­рактерно непосредственное взаи­модействие и сотрудничество меж­ду учащимися, которые, таким об­разом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

Требования к учебному материалу . При отборе учебного материала для групповой работы необходи­мо уточнить, какие виды знаний будут представлены в предлагае­мом для совместного выполнения задании (понятия, факты, законы, методические знания, оценочные знания и т.д.). Надо помнить, что не всякий учебный материал под­ходит для групповой работы. К нему предъявляются по крайней мере два требования. Первое. По своей структуре зада­ние должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты.

Быть достаточно трудным, жела­тельно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпаде­ние позиций. Чем более трудным оно является, чем больше инфор­мации необходимо для его пра­вильного выполнения, тем интен­сивнее идет взаимодействие меж­ду участниками группы. Приведу конкретный пример. Учи­тель 56-й средней школы г.Улья­новска М.И.Ионов при изучении темы “Право на образование” в кур­се “Граждановедение” в 10-м клас­се дал одной из групп учащихся для коллективного обсуждения такое задание: “Докажите, почему право на образование в конституциях большинства стран мира предпола­гает обязанность учиться?” Ход рас­суждения таков. Государство дает человеку право получить образова­ние. Право — это дело доброволь­ное: человек может воспользовать­ся им, а может отказаться. Но в то же самое время государство, исхо­дя из общественных потребностей и личных перспектив человека (не­грамотный — обуза для государ­ства), делает это право обязаннос­тью каждого члена общества. Пра­во — это свобода, а обязанность — ограничение этой свободы и дея­тельности человека. Здесь явное противоречие, называемое в психо­логии и педагогике проблемной ситуацией. А проблемная ситуа­ция, как известно, активизирует познавательный поиск.

Надо отметить, что преимущественно групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаи­вать собственное мнение, прислу­шиваться к мнению других, сопо­ставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контро­ля за действиями других и само­контроля, формируется критичес­кое мышление. Групповое обсуж­дение, дискуссия оживляют поис­ковую активность учащихся.

Комплектование групп. Одно из самых важных условий эф­фективной организации группо­вой работы правильное, проду­манное комплектование групп. Бывая на уроках, я много раз обра­щал внимание на то, как непроду­манно комплектуют педагоги груп­пы во время лабораторных и практических работ. Если работа пар­ная, то в эту пару, как правило, включают учащихся, сидящих за одним столом. Если рассчитана на четыре человека, то впереди сидя­щие ученики поворачиваются к сидящим сзади и совместно выпол­няют задание. Такое произвольное комплектование снижает эффек­тивность совместной работы. При комплектовании групп в рас­чет надо брать два признака: уро­вень учебных успехов учащихся и характер межличностных отноше­ний. Школьников можно объеди­нить в группы или по однороднос­ти (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная груп­па) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников. Сразу же отме­тим, что группа, состоящая только из слабых учеников, себя не оправ­дывает. Низкая обученность, про­белы в знаниях, слаборазвитые коммуникативные способности, несформированность познаватель­ного интереса, отсутствие лидера — все это не приведет к каким-либо положительным результатам. Решение обучающих и воспита­тельных задач лучше всего осуще­ствляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприят­ные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный уче­ник, являющийся лидером, ведет за собой остальных. Правда, есть опасность, что лидер подменит всю группу, сведя участие осталь­ных в коллективном выполнении задания до минимума. Поэтому при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений уча­щихся. Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: “В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отно­шения доброжелательности. Толь­ко в этом случае в группе возника­ет психологическая атмосфера вза­имопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх”.[2]

Если учитель хорошо знает, как относятся друг к другу его учени­ки, то он сам должен сформиро­вать группы. Если такой инфор­мации у него нет, то можно обра­титься к учащимся с вопросом: “С кем бы вы хотели работать в од­ной группе?” Доказано, что ре­зультаты совместной деятельнос­ти сильно зависят от межличнос­тных отношений. Если в группу входят учащиеся, которые испы­тывают друг к другу неприязнь, то результативность работы будет крайне минимальной. Правда, иногда случается, что общая цель, необходимость согласованных действий, ответственность друг перед другом отодвигают антипа­тии на второй план, и между уча­стниками устанавливаются дру­жеские отношения. Такую груп­повую работу можно рассматри­вать и как важное средство реше­ния воспитательных задач. А какова численность групп? В од­ном исследовании изучался воп­рос, как влияет количественный состав на психологический климат в группе, на ее работоспособность и результативность. Так вот выяс­нилось, что группа из четырех че­ловек в большей мере склонна к обсуждению проблемы, чем груп­па из восьми человек. Деятельность группы из четырех человек более продуктивна, чем работа пары. Важно и то, четной или нечетной является группа. Группа с четным составом учащихся при обсуждении сложной и спорной проблемы распадается на равные подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Вообще считается, что группа из пяти человек является самой оптимальной. При определении количественного состава группы надо помнить одно: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно — и результативность.

Функции учителя. Надо отметить, что при всех имеющихся очевидных преимуще­ствах групповая форма обучения не имеет абсолютного значения. Для разных учащихся фронтальная, групповая и индивидуальная фор­мы имеют неодинаковое значе­ние. Учащиеся со средними спо­собностями одинаково хорошо ус­ваивают учебный материал как при фронтальной, так и групповой формах. Этот слой составляет основную массу школьников, и обучение ориентировано именно на их познавательные возможности. У сильных учащихся на первом месте по  продуктивности стоит индивидуальная работа, а у слабых — групповая. По данным И.М.Чередова, слабые учащиеся при груп­повой работе выполняют объем любых упражнений на 20—30 процентов больше, чем при фронталь­ной форме.[3]

Однако в школьной жизни, как это ни грустно, мы наблюдаем другую картину. Преобладает, как мы уже отмечали, фронтальная форма. Желая подтянуть отстающих, учи­теля работают с ними индивиду­ально. Конечно, такой подход очень важен, но оказывается (ис­следования подтверждают это по­ложение), что больше всего в ин­дивидуальной форме работы нуж­даются сильные учащиеся, опере­жающие своих одноклассников. А вот для слабоуспевающих пред­почтительнее всего групповая форма. Это, правда, не исключает необходимости фронтальной и индивидуальной работы с ними. Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и ре­жиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия должны сводиться к сле­дующему:

• Объяснение цели предстоящей работы.

• Разбивка учащихся на группы.

• Раздача заданий для групп.

• Контроль за ходом групповой работы.

• Попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активно­му поиску.

• После отчета групп о выполнен­ном задании учитель делает выво­ды. Обращает внимание на типич­ные ошибки. Дает оценку работе учащихся.

Для мировой педагогики на исхо­де XX столетия характерен пере­ход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс стро­ится как поисковая, исследова­тельская деятельность, в ходе ко­торой происходит обмен мнения­ми, разворачиваются дискуссии. Перемены, происходящие в миро­вой школе, не могли не коснуться и организационных форм обуче­ния. Мировой тенденцией в этом вопросе является переход в рамках классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым видам работы. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в оте­чественной школе групповая рабо­та.

Абасов 3. Форма обучения - групповая работа // Директор школы №6, 1998. С. 62-66

 

 

[1] X. И. Лийметс. Групповая работа на уроке. — М.,1975.

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: superpred (07.11.2015)
Просмотров: 429 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: