Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Форма обучения - групповая работа

Групповая работа учащихся давно вошла в школьную жизнь. Однако наблюдения за действиями учителей показывают, что при ее организации они допускают серьезные ошибки.

Основные принципы.

• Класс разбивается на несколько небольших  групп — от 3 до б человек.

• Каждая группа получа­ет свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными.

• Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли.

• Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками.

• Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.[1] Как видим, для такой работы ха­рактерно непосредственное взаи­модействие и сотрудничество меж­ду учащимися, которые, таким об­разом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

Требования к учебному материалу . При отборе учебного материала для групповой работы необходи­мо уточнить, какие виды знаний будут представлены в предлагае­мом для совместного выполнения задании (понятия, факты, законы, методические знания, оценочные знания и т.д.). Надо помнить, что не всякий учебный материал под­ходит для групповой работы. К нему предъявляются по крайней мере два требования. Первое. По своей структуре зада­ние должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты.

Быть достаточно трудным, жела­тельно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпаде­ние позиций. Чем более трудным оно является, чем больше инфор­мации необходимо для его пра­вильного выполнения, тем интен­сивнее идет взаимодействие меж­ду участниками группы.

Надо отметить, что преимущественно групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаи­вать собственное мнение, прислу­шиваться к мнению других, сопо­ставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контро­ля за действиями других и само­контроля, формируется критичес­кое мышление. Групповое обсуж­дение, дискуссия оживляют поис­ковую активность учащихся.

Комплектование групп. Одно из самых важных условий эф­фективной организации группо­вой работы правильное, проду­манное комплектование групп. Школьников можно объеди­нить в группы или по однороднос­ти (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная груп­па) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников. Сразу же отме­тим, что группа, состоящая только из слабых учеников, себя не оправ­дывает. Низкая обученность, про­белы в знаниях, слаборазвитые коммуникативные способности, несформированность познаватель­ного интереса, отсутствие лидера — все это не приведет к каким-либо положительным результатам. Решение обучающих и воспита­тельных задач лучше всего осуще­ствляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприят­ные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный уче­ник, являющийся лидером, ведет за собой остальных

Функции учителя.  При всех имеющихся  преимуще­ствах групповая форма обучения не имеет абсолютного значения. Для разных учащихся фронтальная, групповая и индивидуальная фор­мы имеют неодинаковое значе­ние. Учащиеся со средними спо­собностями одинаково хорошо ус­ваивают учебный материал как при фронтальной, так и групповой формах. Этот слой составляет основную массу школьников, и обучение ориентировано именно на их познавательные возможности. У сильных учащихся на первом месте по  продуктивности стоит индивидуальная работа, а у слабых — групповая

 А вот для слабоуспевающих пред­почтительнее всего групповая форма. Это, правда, не исключает необходимости фронтальной и индивидуальной работы с ними. Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и ре­жиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия должны сводиться к сле­дующему:

• Объяснение цели предстоящей работы.

• Разбивка учащихся на группы.

• Раздача заданий для групп.

• Контроль за ходом групповой работы.

• Попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активно­му поиску.

• После отчета групп о выполнен­ном задании учитель делает выво­ды. Обращает внимание на типич­ные ошибки. Дает оценку работе учащихся.

 


Категория: Мои статьи | Добавил: superpred (12.01.2014)
Просмотров: 292 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 SergFeawl  
0
<a href=http://zmkshop.ru/stati/fakhverk-metallokonstruktsii-izgotovlenie/>что нужен для построить металлоконструкция</a>

Имя *:
Email *:
Код *: