ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ И РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.
Экологическое воспитание – новая
категория, которая непосредственно связана с наукой экологией. В основе
экологического воспитания - адаптированные на школьный возраст ведущие идеи
экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
Формирование начальной экологической
культуры - это становление осознанно – правильного отношения непосредственно к
самой природе, к людям, охраняющим и
созидающим её, а также к людям, создающим материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как
части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от
состояния окружающей среды.
Экологическая культура не может
складываться без осознания существующей в настоящее время экологической ситуации. Понимание
общепланитарных проблем и ориентировка в экологическом неблагополучии своего
региона, места проживания создают обеспокоенность и неравнодушие, дают учителю
кругозор и стимул к проведению разнообразной педагогической работы.
Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих
видов детской деятельности: игровой, изобразительной, труда в природе, общение
с ней, речевой.
В
данное время наша
школа работает по агроэкологическому направлению, поэтому я составила рабочую
тетрадь по экологии, в рамках ознакомления с окружающим миром. Тетрадь состоит
из 3-х разделов:
растения, птицы, животные. Цель: формирование у учащихся ответственного
и бережного отношения к природе, ее обитателям. Данные задания поставят ребенка
в положение маленького, но настоящего исследователя окружающего мира.
Кроме образовательной задачи в
методическом материале ставятся и
воспитательные
:формирование школьника, как активной личности, самостоятельной, трудолюбивой,
ответственной, способной преодолевать трудности.
Такие задания как:
-поменяй
местами слоги: сос-на, вес-на.
-Найди
лишнее слово: кактус, берёза, сосна, ель.
-
Напиши следующее слово: морковь, слива, огурец,….
-Отгадай
загадку. Красна, сладка, душиста,
Растёт низко, к земле близко.
-
допиши словечко: Пчёлка, милая пчела,
Ты бы мёду
нам д… .
-Рассмотри
кроссворд и разгадай его.
1.
Меня часто зовут, дожидаются.
Я приду – от меня укрываются.
2.
Рогат , да не бык.
3.
Скатерть бела, весь свет одела.
4.
Крашеное коромысло над рекой повисло.
Использование разнообразных тренировочных
упражнений , применяя разные предметы обихода природные явления , путём
отгадывания загадок, бесед, привлекая сказочных героев формируются навык
табличного сложения и вычитания, умножения и деления Эти беседы требуют постоянного внимания к воспитанию
бережного отношения детей к природе, раскрытию эстетического, познавательного,
оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.Например:
рассмотрим тему «Сложение и вычитание
вида +,- 4,5,6,7,8,9.»( 1 класс,3 четверть)
Тема |
Задания |
Экологический элемент |
Задачи на увеличение
(уменьшение) несколько единиц |
-Воспроизведение
последовательности чисел. Знайка пришёл к нам в гости с воздушными шарами( на
шариках цифры). -Найдите числа, которые
встречаются дважды. |
-А в шариках воздух.Воздух
окружает нас повсюду: на улице, в классе. Воздух невидимка, его нельзя
увидеть, но его можно почувствовать, если резко взмахнуть рукой.Ветер- это движение
воздуха. Воздухом мы дышим. |
Задачи на
увеличение числа на несколько единиц |
Уточнение смысла отношений
«больше на» -отгадайте загадку. На плите стоит . пыхтит, А из носа пар валит.(
чайник) -1 ряд: 5 чайников-на ? больше -2 ряд: 4 чашки |
Пар- капельки воды.Беседа о
круговороте воды в природе. Вода занимает большую часть
Земли.Она нужна всему живому. |
+,- 4 |
Выставляются картинки с
изображением моркови, капусты, яблока, огурца, тетради, груши, помидора,
апельсина. - Что лишнее? Почему? - |
-Вы любите овощи и фрукты? - Беседа о работе на
огороде. |
+,- 5 |
-На тарелке было 3 яблока и
4 апельсина.Сколько всего фруктов? -На одной грядке -4 капусты На второй-10. на ? больше |
-Беседа. Витамины – это биологически
активные вещества, необходимые для жизнедеятельности организмов. Отсутствие
витаминов вызывают заболевание. «А»- морковь, помидор –для
роста. «В»-яблоки, груши – для
сердца, мышц. «С»- капуста, картофель –
для костей, суставов. |
Задачи на разностное
сравнение. |
-Чьи слова? « Я от бабушки
ушёл…» -5 пирожков -8 пончиков -Вопрос |
-Из чего испекли Колобка? - из муки -А мука откуда берётся? ( ход беседы « Как хлеб на
стол пришёл?» |
+,- 6 |
-Помоги Красной Шапочке
добраться до бабушки, считая через 2 числа , возле которых Ель, цветок, гриб,
берёза, пень, земляника, домик. |
- Беседа о растениях. Если повредить ствол, сломать ветку , дерево будет болеть
. |
+,- 7 |
-Саша с Машенькой сегодня
молодцы Пропололи и полили (
огурцы) 4 огурца 5 помидоров ? всего. |
- Когда можно сеять
помидоры и огурцы? -( когда еще лежит снег) -Что делают потом? |
+,- 8 |
Однажды ночью на небе
появилась 1 звезда, а затем 5 – 3 малньких и 2 больших . Сколько всего стало? Разбор всех способов
вычислений. |
Беседа : смена дня и
ночи.Почему днём ясно , а ночью темно? |
Предлагаемые методические пособия
представляют собой попытку систематизировать материал для составления
перспективного развития школы, развитие которой зависит от новых форм,
технологии. инновационной.
экспериментально- исследовательской работы.
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Бичурское управление образования
Шибертуйская средняя
общеобразовательная школа
Экологические задания для развития памяти, мышления и
речи.
Автор: Чимитова Жаргалма Цыденжаповна
учитель начальных классов
с. Шибертуй,